Электронные больничные: уточнено, какие сведения страхователи передают ИС "Соцстрах"
Правительство скорректировало порядок информационного взаимодействия в целях формирования электронных больничных. Он приведен в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” (Постановление Правительства РФ от 23 августа 2021 г. № 1381).
Уточнено, что в информсистему “Соцстрах” страхователи предоставляют сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия страховщиком, с указанием данных о страхователе и застрахованном лице.
ФСС России как оператор ИС “Соцстрах” обеспечивает формирование, размещение и хранение сведений об электронных листках нетрудоспособности.
Постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.
Источник: garant.ru
В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них ответить.
Верховный Суд РФ разъяснил последствия отказа от договора, содержащего условие "бери или плати"
Предметом рассмотрения ВС РФ стал спор о признании недействительным одностороннего отказа от договора, заключенного на условиях “take or pay” (“бери или плати”). В рамках спорного договора, предметом которого являлись услуги по перевалке грузов в морском порту, эта конструкция выражалась в установлении гарантированного годового объема направляемых заказчиком в адрес исполнителя грузов, при этом заказчик обязался оплатить стоимость перевалки данного объема и в том случае, если фактическое количество груза окажется ниже гарантированного.
По условиям договора заказчику предоставлялось право в одностороннем порядке отказаться от его исполнения в связи с допущенными исполнителем нарушениями. Однако через некоторое время после заключения договора заказчик отказался от него на основании п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса из-за изменения рыночной конъюнктуры. Полагая этот отказ незаконным, исполнитель оспорил его в судебном порядке.
Арбитражные суды разошлись в вопросе о правовой природе отношений сторон и о правомерности отказа заказчика от договора. Суд первой инстанции квалифицировал договор в качестве смешанного и пришел к выводу, что п. 1 ст. 782 ГК РФ, предоставляющий заказчику право на немотивированный отказ от исполнения обязательства, в рассматриваемом случае неприменим. Апелляционный и окружной суд сочли, что между сторонами сложились отношения по возмездному оказанию услуг, правовое регулирование которых позволяет заказчику немотивированно отказаться от договора. Последствием такого отказа является возникновение у заказчика обязанности возместить расходы, фактически понесенные исполнителем в целях исполнения договора.
Верховный Суд Российской Федерации согласился с выводом апелляционной и кассационной инстанций о том, что в рассматриваемом случае отношения сторон в основной своей части подпадают под действие норм о возмездном оказании услуг, в связи с чем заказчик имел право отказаться от договора на основании п. 1 ст. 782 ГК РФ. Ограничение этого права противоречило бы как указанной норме, так и самой сути отношений сторон, поскольку заказчик не может быть вопреки его воле понужден к получению тех или иных услуг.
Вместе с тем ВС РФ указал, что отказ заказчика от права получать услугу (обязательство “бери”) сам по себе не освобождает его от принятой обязанности по оплате (обязательство “плати”). Соответствующая сумма в порядке аналогии закона может рассматриваться как плата за отказ от договора (п. 3 ст. 310 ГК РФ). В связи с этим ВС РФ счел ошибочной точку зрения судов апелляционной и кассационной инстанций о том, что последствием отказа заказчика от договора является предусмотренная п. 1 ст. 782 ГК РФ обязанность возместить фактические расходы исполнителя (Определение Верховного Суда РФ от 20 августа 2021 г. № 305-ЭС21-10216)
Источник: garant.ru
В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них ответить.
Налоговая служба разъяснила, как заполнять счет-фактуру при реализации товара физлицам
Нормами налогового законодательства установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету (п. 1 ст. 169 Налогового кодекса). При этом при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
Поэтому, как поясняет налоговая служба, поскольку физлица не являются налогоплательщиками НДС и, соответственно, этот налог к вычету не принимают, то при реализации товаров (работ, услуг) физлицам налогоплательщик вправе счета-фактуры не составлять (письмо ФНС России от 24 августа 2021 г. № 3-1-11/0122@). Аналогичная позиция содержится в письме ФНС России от 21 мая 2015 г. № ГД-4-3/8565. Также налоговая служба указывает, что счет-фактура может не составляться, если при реализации товаров (работ, услуг) физлицам за наличный расчет продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (п. 7 ст. 168 НК РФ).
Однако стоит учесть, что в случае невыставления счетов-фактур по вышеуказанным основаниям в книге продаж регистрируются первичные учетные документы, документы, содержащие суммарные (сводные) данные по операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала) (п. 1 правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Поэтому налоговая служба сообщает, что если налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг) физлицам, по итогам календарного месяца (квартала) составляет документ, содержащий суммарные (сводные) данные по операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала) (“сводный” счет-фактуру), то строка 5а такого документа может не заполняться.
Источник: garant.ru
В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них ответить.
Получить налоговую льготу можно и при пропуске срока подачи заявления на нее
Нормами налогового законодательства установлено право для образовательных и медицинских организаций применять нулевую ставку по налогу на прибыль (п. 1 ст. 284.1 Налогового кодекса). Для этого налогоплательщики должны подать соответствующее заявление в налоговую инспекцию. Вместе с ним представляются копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности (п. 5 ст. 284.1 НК РФ). Подать заявление нужно не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется нулевая налоговая ставка.
Однако, как указывает налоговая служба, даже в случае пропуска вышеуказанного срока инспекция может подтвердить право налогоплательщика на применение такой льготы (письмо ФНС России от 25 августа 2021 г. № СД-4-3/11995@). Ведь сам по себе пропуск срока подачи заявления о выполнении условий для применения нулевой налоговой ставки не является основанием для лишения налоговой льготы, которая применялась налогоплательщиком в течение истекшего налогового периода.
Но вопрос о предоставлении налоговой льготы решается по результатам налоговой проверки, в рамках которой должны быть исследованы все направленные налогоплательщиком (имеющиеся у налогового органа) документы, подтверждающие наличие предусмотренных налоговым законодательством условий для использования льготы. Аналогичная позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 18 сентября 2018 г. № 304-КГ18-5513.
Источник: garant.ru
В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них ответить.
ФНС России подготовила очередной обзор судебной практики по спорам о госрегистрации юридических лиц и ИП
В очередном, втором в нынешнем году, обзоре приведена практика по делам о признании недействительными решений о государственной регистрации и об отказе в регистрации юрлиц и ИП, а также об оспаривании иных решений и действий (бездействия) регистрирующих органов. В частности, в обзор включены решения, в которых суды пришли к следующим выводам (Письмо Федеральной налоговой службы от 30 июля 2021 г. № КВ-4-14/10747@).
- Регистрирующий орган не вправе отказать в государственной регистрации изменения сведений об адресе юридического лица исключительно на основании данных о том, что по этому адресу располагаются другие организации, связь с которыми утрачена (не обеспечивающие получение направляемой им корреспонденции). Вопрос о достоверности представленных заявителем сведений об адресе может быть решен только по результатам проведенных в отношении него проверочных мероприятий, при этом заявителю должна быть предоставлена возможность подтвердить достоверность соответствующей информации.
- Государственная регистрация ликвидации ООО не может быть произведена по истечении годичного срока с даты принятия общим собранием участников решения о ликвидации, если этот срок не был продлен в судебном порядке. Возможности приостановления данного срока (в том числе в связи с проведением в отношении общества налоговой проверки) законодательством не предусмотрено.
- Требование физического лица о признании недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации сведений о данном лице как о руководителе организации не подлежит удовлетворению, если на момент рассмотрения этого требования в ЕГРЮЛ имеется запись о недостоверности соответствующих сведений или юридическое лицо утратило свою правоспособность (в частности, исключено из реестра).
- Заявление физического лица о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о нем является необходимым и достаточным основанием для внесения в реестр соответствующей записи. Регистрирующий орган не проводит проверку такого заявления на предмет его соответствия действительности.
- Непредставление организацией информации по запросу регистрирующего органа, направленному в рамках проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом адресе, не является основанием для внесения в реестр записи о недостоверности сведений в отношении руководителя и участника общества.
- В том случае, если процедура исключения из ЕГРЮЛ организации как недействующего юридического лица была прекращена в связи с поступившими от заинтересованных лиц возражениями, повторная процедура не может быть инициирована регистрирующим органом до истечения двенадцати месяцев с даты прекращения предыдущей процедуры.
Источник: garant.ru
В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них ответить.
01 сентября вступил в силу закон о "гаражной амнистии"
Законом, вступившим в силу 1 сентября 2021 года, предусмотрен упрощенный порядок оформления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых размещены гаражи, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса (т.е. до 30 декабря 2004 года). Подробно об основных положениях этого закона мы рассказывали ранее (Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 79-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“).
Разобраться в новых правилах поможет составленная Росреестром методичка по применению закона о “гаражной амнистии”. В методических рекомендациях:
- подробно рассказывается, как воспользоваться “гаражной амнистией” (по шагам), приводятся полезные советы;
- разъясняется, на какие конкретно случаи распространяется закон, какие нужны документы, представлены их формы и образцы;
- рассмотрен вопрос о разграничении капитальных и некапитальных гаражей.
О том, как будет работать закон о “гаражной амнистии”, подробно объясняется также в информации Росреестра от 7 апреля 2021 года.
В заключение напомним, что действие “гаражной амнистии” продлится до 1 сентября 2026 года. Ее правила не распространяются на правоотношения, связанные с созданием и использованием гражданами и юрлицами:
- гаражей, являющихся объектами вспомогательного использования по отношению к объектам ИЖС, садовым домам, объектам производственного, промышленного или коммерческого назначения, в том числе предназначенных и (или) используемых для осуществления предпринимательской деятельности по оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке транспортных средств;
- гаражей, предназначенных для хранения техники и оборудования, необходимых для обеспечения деятельности органов власти и транспортных организаций;
- гаражей, находящихся в многоквартирных домах и объектах коммерческого назначения, а также подземных гаражей;
Учтите также, что в предоставлении земли под гаражом в порядке “гаражной амнистии” откажут, если гараж признан самовольной постройкой, подлежащей сносу.
Обратите внимание и еще на несколько моментов:
- объекты, созданные до 1 сентября 2021 года, которые в соответствии с правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами либо в соответствии с записями ЕГРН имеют наименование или назначение “гаражный бокс”, признаются гаражами;
- органы местного самоуправления поселений, городских округов или муниципальных округов вправе осуществлять мероприятия, направленные на выявление лиц, использующих расположенные в границах соответствующих муниципальных образований гаражи, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, и оказывать содействие гражданам в приобретении прав на них и на земельные участки, на которых расположены гаражи. Состав указанных мероприятий и порядок их осуществления устанавливаются законами субъектов РФ (в ряде регионов такие законы уже приняты, например, в Хакасии, Волгоградской, Амурской, Тюменской, Ростовской областях и некоторых иных);
- трем регионам (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) предоставлено право установить в своих нормативных правовых актах особенности оформления в упрощенном порядке прав граждан на расположенные на территории указанных субъектов гаражи и земельные участки под ними.
Источник: garant.ru
В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них ответить.
Налоговая служба рассказала о новациях в налогообложении имущества с 2022 года
ФНС России на своем официальном сайте опубликовала разъяснения о самых важных изменениях в налогообложении имущества организаций, применяемых с 2022 года (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ).
Так, например, введен беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по транспортному и земельному налогам для организаций. Он будет осуществляться на основании сведений, полученных налоговым органом в рамках межведомственного взаимодействия. Это поможет расширить сферу применения проактивного (беззаявительного) льготирования, введенного с 2020 года для налогоплательщиков – физлиц, который предусматривает реализацию льготы начиная с налогового периода, в котором у лица возникло право на ее применение.
Также начиная с налогового периода 2022 года российские организацию не включают в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций сведения об объектах, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Если у налогоплательщика в истекшем периоде имелись только такие объекты, то налоговая декларация не представляется (п. 6 ст. 386 Налогового кодекса).
Как поясняет налоговая служба, с 2023 года будут применяться три алгоритма налогового контроля:
- “классический” – подразумевает камеральную проверку представляемой в инспекцию налоговой декларации (касается объектов, налоговая база по которым определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества);
- проактивное начисление – инспекция направляет сообщение (форма утв. приказом ФНС России от 16 июля 2021 г. № ЕД-7-21/667@) об исчисленной ею сумме налога (для российских организаций в отношении объектов, облагаемых по кадастровой стоимости);
- проактивное начисление налога без направления вышеуказанных сообщений – применяется в случае непредставления налоговой декларации налогоплательщиком – иностранной организацией, не осуществляющей деятельность в РФ через постоянное представительство (ст. 386 НК РФ).
Еще одно изменение касается сроков уплаты имущественных налогов организаций – с 2022 года уплатить налог нужно будет не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 383 НК РФ).
Также с 2022 года имущество, прекратившее свое существование в связи с гибелью или уничтожением, независимо от даты снятия с кадастрового учета, не будет облагатся налогов. Исчисление налога будет прекращаться с первого числа месяца гибели или уничтожения объекта на основании заявления, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору (форма заявления утв. приказом ФНС России от 16 июля 2021 г. № ЕД-7-21/668@). Такая поправка была сделана на основании позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение Верховного Суда РФ от 24 октября 2018 г. № 305-КГ18-12600, определение Верховного Суда РФ от 6 марта 2019 г. № 5-АПГ18-153).
Источник: garant.ru
В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них ответить.
Изменение балансовой стоимости активов не является основанием для проведения налоговой проверки
Налоговая служба указала, что изменение балансовой стоимости активов налогоплательщика, в сравнении с предыдущим отчетным периодом, не имеет прямой взаимосвязи с финансовым результатом его деятельности, и, соответственно, с налогооблагаемой базой по налогу на прибыль (письмо ФНС России от 2 августа 2021 г. № СД-19-2/279@). Проверяющие оценивают обоснованность произведенных расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Поскольку налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Кроме того, принимая во внимание принцип свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Однако снижение налоговой нагрузки налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам по конкретному виду экономической деятельности в соответствии с концепцией системы планирования выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@), относится к критериям риска возможного совершения нарушений налогового законодательства.
- об операциях с денежными средствами или иным имуществом , подлежащими обязательному контролю;
- об операциях, в отношении которых у работников кредитной организации возникают подозрения, что такие операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
- о разовой операции либо совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, в отношении которых у работников кредитной организации возникают подозрения, что данные операции и (или) действия осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
- о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации или физического лица;
- о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
- об отмене судом ранее принятого кредитной организацией решения об отказе от проведения операции и прочее.
Сообщение кредитной организации должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью и направлено ею в уполномоченный орган путем использования личного кабинета на официальном сайте Росфинмониторинга.
Источник: garant.ru
В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них ответить.
Неверно оформленная удостоверительная надпись нотариуса, свидетельствующего подпись заявителя, может стать причиной отказа при госрегистрации
ФНС России напомнила, что согласно п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено указанным законом (Письмо Федеральной налоговой службы от 27 июля 2021 г. № КВ-4-14/10554@).
Тексты удостоверительной надписи должны быть созданы с помощью технических средств или написаны от руки несмываемыми чернилами или шариковой ручкой аккуратно и разборчиво, без помарок и подчисток и легко читаемыми. Использование карандаша или легко удаляемых с бумажного носителя красителей, а также наличие подчисток или приписок, зачёркнутых слов и иных неоговоренных исправлений не допускаются. Незаполненные места должны быть прочёркнуты, приписки и иные исправления оговорены.
Оформление удостоверительной надписи с нарушением указанных требований, подчеркивается в письме, является основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с подп. “ц” п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации юридических лиц и ИП.
Источник: garant.ru
В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них ответить.
С 1 сентября штрафы с дорожных камер можно обжаловать через Госуслуги
Если правонарушение зафиксирует автоматическая дорожная камера, жалобу на постановление по делу разрешат подать, например, через Госуслуги. В этом случае копию решения по жалобе смогут направить заявителю через портал в течение 3 дней с даты его вынесения. Поправки к КоАП РФ вступят в силу 1 сентября.
С этого дня заработают и правительственные правила направления через Госуслуги постановлений и материалов по данным делам, а также копий решений по жалобам.
Постановление будут считать доставленным на следующий день с момента:
- его размещения на Госуслугах
- если адресат согласился получать такие документы лишь этим способом;
- входа адресата на портал в течение 7 дней с даты размещения
- если согласия нет.
Документ направят на бумаге, если адресат:
- не зарегистрировался на Госуслугах;
- не зашел на портал в течение 7 дней с даты размещения постановления и не дал согласия получать такие документы через него или отозвал согласие;
- отказался получать постановления через Госуслуги.
Копию решения по жалобе будут считать доставленной через Госуслуги с момента входа адресата на портал.
Напомним, по общему правилу обжаловать постановление можно в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них ответить.
Повторная неявка в суд не значит, что заявитель потерял интерес к делу
(Определение ВС РФ от 23.08.2021 N 305-ЭС21-5418)
Гражданку признали несостоятельной по заявлению банка и ввели реструктуризацию долгов. Позже его требования погасили. Дело о банкротстве прекратили.
Затем банк попросил суд снова признать гражданку несостоятельной и включить в реестр проценты по кредиту и неустойку. Банк начислил эти суммы в основном за период действия процедур по предыдущему делу в размере согласно кредитному договору.
Первая инстанция внесла требования банка в реестр. Это сделала и апелляция, с которой согласилась кассация. Однако ВС РФ отметил: в спорный период применять договорный размер процентов и санкций нельзя. Вместо них начисляют мораторные проценты (их определяют по ключевой ставке).
Суды также не учли, что мораторные проценты, которые начислили в ходе предыдущего дела, не имеют значения при определении признаков несостоятельности. Кроме того, выплату данных сумм можно потребовать в общеисковом порядке, что разъяснял еще Пленум ВАС РФ. Этот вывод применим и при банкротстве граждан.
В итоге ВС РФ направил спор на новое рассмотрение в апелляцию. Ей следует установить, есть ли основания повторно признавать гражданку банкротом.
В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них ответить.