Проект ФЗ “О внесении изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части установления возможности введения моратория на возбуждение дел о банкротстве

Министерство экономического развития РФ предложило проект Федерального Закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части установления возможности введения моратория на возбуждение дел о банкротстве».

Согласно указанного проекта предлагается ввести дополнительно статью 9.1, из положений которой следует, что Правительство РФ вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве на срок не более шести месяцев в отношении отдельных категорий организаций и (или) иных организаций, соответствующих требованиям, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

В предлагаемом проекте ФЗ такие требования не оговорены.

Все заявления, поданные в отношении определенных Правительством РФ организаций во время действия моратория, подлежат возвращению.

В том случае, если кредитор успел подать заявление о признании должника банкротом, но суд не успел ввести процедуру банкротства и Правительство в этот период ввело мораторий в отношении организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством РФ, арбитражный суд обязан в течение 3-х дней самостоятельно приостановить производство по делу о банкротстве на период действия моратория.

На время действия моратория перестают течь следующие сроки:

  • 30-дневный срок со дня опубликования на ЕФРСБ уведомления (сообщения) о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом;
  • Сроки, регламентирующие обязанность руководителя/ликвидатора/ликвидационной комиссии/физического лица обратиться с заявлением о признании себя банкротом (подпункты 2-3.1 статьи 9, пункт 1 статьи 213.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», то есть:
  • 30 дней при выявлении руководителем должника признаков банкротства;
  • 10 дней с даты выявления признаков несостоятельности ликвидационной комиссией;
  •  30 дней при выявлении физическим лицом в отношении себя признаков несостоятельности.
  • Прекращение действия моратория также таит в себе «подводные камни». Процессуальное положение дел о банкротстве, возбужденных в течение трех месяцев после прекращения действия моратория, в случае принятия данного ФЗ, будет иметь следующие последствия:
  • Изменение сроков оспаривания сделок по банкротным основаниям (подозрительные сделки и сделки, влекущие предпочтение одного кредитора перед другим) и сроков установления заинтересованного лица по отношению к должнику – будет исчисляться с даты введения моратория.
  • Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, возникших до даты введения моратория и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, будут определяться на дату введения моратория.
  • Размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте, возникших до даты введения моратория, будет определяться в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату введения моратория.
  • Если должник представит письменное согласие кредитора, выданное во время действия моратория, с условиями мирового соглашения, то при подсчете голосов на собрании кредиторов при решении вопроса о заключении мирового соглашения в соответствии с пунктом 2 статьи 15 и пунктом 2 статьи 150 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» такой кредитор считается проголосовавшим за заключение такого мирового соглашения.

То есть в том случае, если кредитор после выдачи письменного согласия на заключение мирового соглашения во время действия моратория, в последующем откажется от такого согласия, то при соблюдении положений пункта 2 статьи 15 (утверждение мирового соглашения большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных и РТК) и положений пункта 2 статьи 150 (мировое соглашение считается заключенным, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника) такой правовой отказ кредитора не будет иметь для остальных кредиторов значения.

Публичные слушания по указанному ФЗ завершатся 09 апреля 2020 г.