Еженедельный мониторинг законодательства, подзаконных актов, информации органов власти с 07.06.2021 по 11.06.2021

1. Судебные расходы можно взыскать, даже если юристы работали за абонентскую плату (Определение ВС РФ от 25.05.2021 N 301-ЭС20-22905)

Общество за ежемесячную абонентскую плату оказывало компании консалтинговые услуги, включая юридическое сопровождение в судах. В этот период компания выиграла спор и решила взыскать с проигравшей стороны судебные расходы.

В подтверждение издержек компания представила договор об оказании услуг, отчеты о них, акты приема-передачи, платежные поручения. В обоснование размера расходов она сослалась на региональные расценки услуг адвокатов.

Первая инстанция заявление о возмещении расходов удовлетворила.

Апелляция и кассация это решение не поддержали, поскольку:

– в актах и отчетах не указана стоимость юридических услуг, которые относятся к делу, а из приложения к договору невозможно установить порядок определения цены конкретной услуги;

– платежные поручения не подтверждают оплату таких услуг;

– региональные расценки применить нельзя, поскольку стороны рассчитывали плату исходя из цены ежемесячного абонентского обслуживания.

ВС РФ с ними не согласился. Он среди прочего напомнил позицию Президиума ВАС РФ: для возмещения судебных расходов важно лишь то, что они были. Как определяют размер вознаграждения юристов и условия его выплаты, значения не имеет.

Абонентская плата – допустимая форма расчета за юридические услуги с точки зрения взыскания судебных расходов.

Суд может сам оценить разумность расходов, если в договоре не определили стоимость каждого процессуального действия и невозможно установить, как сформировали цену услуг. Президиум ВАС РФ также отмечал: суд вправе учесть, например, региональные расценки услуг адвокатов.

В итоге ВС РФ оставил в силе акт первой инстанции, поскольку компания подтвердила взаимосвязь между расходами и выигранным спором. О завышении их размера проигравшая сторона не заявила.

Источник: consultant.ru

В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них  ответить.

2. КС РФ защитил право конкурсного кредитора восстановить срок для обращения в кассацию по ГПК РФ (Постановление КС РФ от 01.06.2021 N 25-П)

СОЮ принял апелляционный акт в отношении гражданина-должника по договорам займа. Более чем через год об акте узнал один из кредиторов. Это произошло, когда его заявление о пополнении реестра требований кредиторов приняли к рассмотрению. Кредитор счел, что апелляционный акт нарушает его права, и обратился в КСОЮ с просьбой восстановить срок подачи кассационной жалобы.

КСОЮ отказал. С момента вступления в силу акта и до подачи кассационной жалобы прошло больше года. То есть завершился период, в течение которого ГПК РФ позволяет в исключительных случаях восстановить срок. Верховный суд с этим согласился. Кредитор обратился в КС РФ.

Конституционный суд среди прочего отметил: в ГПК РФ действительно нет указания на возможность восстановить срок, если со дня вступления в силу акта прошло больше года. В то же время АПК РФ предусматривает право подать ходатайство о восстановлении срока со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении прав. Речь идет о лице, которое в деле не участвовало, но акт затрагивает его права и обязанности.

КС РФ не раз указывал: однородные отношения нужно регулировать одинаково. Однако в делах о банкротстве правила арбитражного процесса дают больше гарантий судебной защиты.

Таким образом, в гражданском процессе суды тоже не должны отказывать конкурсным кредиторам в восстановлении срока на обращение в кассацию только из-за того, что с момента вступления в силу акта истек год. Нужно учитывать, когда кредитор узнал об акте, на котором основано заявленное в деле о банкротстве требование.

Источник: consultant.ru

В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них  ответить.

3. Разработаны новые формы документов, используемые при переходе организаций на налоговый мониторинг

Налоговая служба в рамках усовершенствования информационного взаимодействия и автоматизации процессов налогового мониторинга с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития подготовила рекомендуемые образцы документов и их форматов для использования их налоговыми органами и организациями при подготовке к переходу налогоплательщиков на налоговый контроль в форме налогового мониторинга (письмо ФНС России от 1 июня 2021 г. № СД-4-23/7614@). Ранее изданные формы нижеуказанных документов отменены.

Так, разработаны следующие формы документов, форматы их представления и порядок заполнения:

  • план-график по переходу на налоговый мониторинг;
  • дорожная карта по подготовке к переходу на налоговый мониторинг;
  • форма уведомления о согласовании дорожной карты по подготовке к переходу на налоговый мониторинг;
  • форма уведомления об отказе в согласовании дорожной карты по подготовке к переходу на налоговый мониторинг.

Организации, планирующие перейти на налоговый мониторинг могут обратиться за разъяснениями в налоговую инспекцию. А информация о таких организациях, а также их письменные обращения будут направляться в Управление налогового мониторинга ФНС России ежемесячно. Кроме того, в Управление будут представляться план-график и дорожная карта по подготовке к переходу на налоговый мониторинг организации в течении пяти рабочих дней со дня их согласования.

Источник: garant.ru

В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них  ответить.

4. Реализуемый в рамках банкротства транспорт не освобождается от налогов

По общему правилу плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с российским законодательством зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (п. 1 ст. 362 Налогового кодекса). Напомним, что, например, в отношении автотранспорта освобождаются от налогообложения легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, а также легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке (п. 2 ст. 358 НК РФ). Также освобождаются от налогообложения  транспортные средства, находящиеся в розыске, и те, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано (подп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ).

Как поясняет налоговая служба, если транспортное средство не снято с регистрационного учета уполномоченными органами, не относится к видам транспортных средств, не признаваемых объектом налогообложения, то иных оснований для освобождения от уплаты налога, за исключением налоговых льгот, а также гибели или уничтожения транспортного средства налоговым законодательством не предусмотрено (письмо ФНС России от 4 марта 2021 г. № БС-4-21/2827@).

            Поэтому в случаях реализации транспортных средств по договору продажи финансовым управляющим в рамках процедуры банкротства налог исчисляется в общеустановленном порядке. Исчисляться он будет на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими госрегистрацию транспортных средств (п. 1 статьи 362 НК РФ).

Источник: garant.ru

В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них  ответить.

5. Обновлен перечень услуг, доступных для получения в налоговом органе при непосредственном обращении

Налоговая служба скорректировала перечни услуг, доступных налогоплательщикам в электронной системе управления очередью при непосредственном обращении в территориальные налоговые органы, а также при непосредственном обращении в Единый регистрационный центр (приказ ФНС России от 20 мая 2021 г. № ЕД-7-19/504@).

Так, теперь налогоплательщики-организации смогут в территориальных налоговых органах смогут получить квалифицированную электронную подпись. Аналогичная услуга распространена и на налогоплательщиков-предпринимателей. При обращении в Единый регистрационный центр граждан и представителей компании также проинформируют о прядке получения квалифицированной электронной подписи.

Напомним, при обращении в налоговую инспекцию физлица могут направить документы по контрольным мероприятиям, различные жалобы и заявления, получить справки и акты сверки, сдать отчетность, в том числе и по форме 3-НДФЛ, получить сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также встать на налоговый учет – получить ИНН и сделать отметку о нем в паспорте.

Источник: garant.ru

В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них  ответить.

6. Разъяснены особенности исчисления земельного налога при изменении кадастровой стоимости участка

Согласно нормам налогового законодательства при возникновении (прекращении) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого участка будет производиться с учетом коэффициента (п. 7 ст. 396 Налогового кодекса). Такой коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если же в течение налогового периода была изменена кадастровая стоимость участка, вследствие изменения его характеристик, то налог и авансовые платежи по нему будут рассчитываться также с использованием вышеуказанного коэффициента (п. 7.1 ст. 396 НК РФ).

Как поясняет налоговая служба, в таких случаях размер коэффициентов определяться в виде правильной простой дроби, а не в десятичных дробях с точностью до десятитысячных долей (письмо ФНС России от 1 июня 2021 г. № БС-4-21/7565@). Аналогичного мнения придерживается и Минфин России (письмо Минфина России от 31 мая 2021 г. № 03-05-04-02/41980). При этом в качестве основания для округления значений не применяется порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу (утв. приказ ФНС России от 10 мая 2017 г. № ММВ-7-21/347@), поскольку он был признан утратившим силу (приказ ФНС России от 4 сентября 2019 г. № ММВ-7-21/440@).

Источник: garant.ru

В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них  ответить.

7. НДФЛ с дивидендов, правом на которые обладает иностранец-нерезидент, исчисляется по ставке, предусмотренной международными договорам

Налоговая служба разъяснила особенности налогообложения доходов в виде дивидендов, выплачиваемых российской организацией иностранной организации, фактическим правом на которые обладают физлица – налоговые резиденты РФ и физлица – налоговые резиденты иностранных государств (письмо ФНС России от 1 июня 2021 г. № БС-4-11/7571@).

Нормами налогового законодательства установлено, что при выплате доходов от источников в РФ иностранному лицу (иностранной структуре без образования юрлица), не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо (лица), имеющее (имеющие) фактическое право на такие доходы, то доходы, выплачиваемые такому  иностранцу будут считаются выплаченными лицу (лицам), имеющему (имеющим) фактическое право на выплачиваемые доходы (подп. 1 п. 4 ст. 7 Налогового кодекса). 

Если лицо, имеющее право на доходы является налоговым резидентом РФ, то ставка НДФЛ составит 13% для доходов в пределах 5 млн руб. и 650 тыс. руб. и 15% с суммы, превышающей 5 млн руб. Если же лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), то ставка налога будет определяться в соответствии с условиями международных договоров России по вопросам налогообложения.

С доходов в виде дивидендов, фактическим правом на которые обладает физлицо – налоговый резидент РФ, сумма НДФЛ, исчисленная по ставке в размере 13%, уплачивается на КБК по налогу (КБК) – 182 1 01 02010 01 0000 110, а сумма НДФЛ, исчисленная по ставке в размере 15% уплачивается на КБК 182 1 01 02080 01 0000 110. При этом, с доходов в виде дивидендов, фактическим правом на которые обладает иностранный гражданин (резидент иностранного государства), сумма налога, исчисленная по ставке, предусмотренной международным договором РФ по вопросам налогообложения, уплачивается на КБК – 182 1 01 02010 01 0000 110.

Источник: garant.ru

В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них  ответить.

8. Подготовлены рекомендуемые формы документов, используемых при получении вычета по НДФЛ в упрощенном порядке

ФНС России разработала рекомендуемые формы документов, используемых при применении упрощенного порядка получения налоговых вычетов по НДФЛ, а также формат представления заявления о получении налоговых вычетов по налогу в упрощенном порядке через личный кабинет налогоплательщика в электронной форме (письмо ФНС России от 21 мая 2021 г. № БС-4-11/7032). Необходимость разработки новых форм обусловлена поправками в налоговое законодательство, вступившими в силу 21 мая 2021 года (Федеральный закон от 20 апреля 2021 г. № 100-ФЗ).

Так, подготовлены формы заявления о получении налоговых вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке, а также сообщений о невозможности получить имущественные или инвестиционные налоговые вычеты в упрощенном порядке. В заявлении нужно указать вид налогового вычета, реквизиты инвестиционного счета или данные об объекте недвижимости в случае получения соответствующего вычета, а также реквизиты банковского счета для перечисления сумм излишне уплаченного НДФЛ.

Напомним, упрощенный порядок получения вычетов распространяется на инвестиционный и  имущественный вычеты, в том числе и в сумме неиспользованного в  предыдущих  налоговых  периодах  остатка имущественных налоговых вычетов (подп. 2 п. 1 ст. 219.1ст. 221.1 Налогового кодекса). Предоставляется вычет по окончании налогового периода не более чем за три года, предшествующие году подачи вышеуказанного заявления, при наличии в налоговом органе представленных за соответствующие периоды сведений о доходах физлица и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных налоговым агентом. 

Источник: garant.ru

В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них  ответить.

9. ФНС России пояснила, как применять ККТ при дистанционной продаже товаров

Налоговая служба на своем официальном сайте разместила разъяснения заместителя начальника Управления оперативного контроля ФНС России Александра Сорокина об особенностях оформления кассовых чеков при дистанционной торговле. Также материал опубликован на официальном сайте журнала “Налоговая политика и практика”, учредителем которого является ФНС России.

По общему правилу при приеме денежных средств в рамках предоплаты и безналичной оплаты требуется применять кассовой техники (Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). При этом в зависимости от того, что было раньше – оплата покупки или ее передача при дистанционной реализации товара, кассовый чек будет формироваться  по особым правилам.

Так, в стандартной ситуации, когда покупатель перечисляет денежные средства на расчетный счет продавца до получения товара, последний узнает о поступлении денег на счет и в течение одного рабочего дня должен сформировать кассовый чек. Направить чек продавец может тремя способами:

  • онлайн на электронную почту покупателя. Для этого при выборе товара покупатель передает продавцу информацию о нем и адрес для направления чека;
  • в виде бумажного чека, если у продавца есть возможность непосредственного взаимодействия с покупателем;
  • сформировать бумажный чек в течение одного рабочего дня с момента поступления денежных средств на расчетный счет и передать его покупателю вместе с товаром.

ККТ нужно использовать и при передаче товара в счет полученной предоплаты (аванса). Облачная касса при этом может находиться не по адресу расчета, а размещаться в центре обработки данных, созданным самим продавцом или арендованным им у сервисной компании либо производителя кассовой техники. Подключенная к системе обработки данных, такая касса при получении информации о поступлении денежных средств на расчетный счет продавца формирует чек с реквизитами, соответствующими поступившей информации.

Источник: garant.ru

В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них  ответить.

10. Разработан проект нового положения о контроле за соблюдением трудового законодательства

Проект положения о контроле за соблюдением трудового законодательства разработан в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” (далее – Закон N 248-ФЗ), который вступает в силу с 1 июля 2021 года (Проект Постановления Правительства РФ “Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства…”).

Должностные лица, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в сфере труда, не меняются. Однако в проекте отдельно выделены должностные лица, уполномоченные на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий. Это руководитель Роструда – главный государственный инспектор труда РФ и его заместитель, руководитель территориального органа Роструда – главный государственный инспектор труда в субъекте РФ и его заместитель.

Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный надзор, будут пользоваться правами, установленными не только Трудовым кодексом РФ, но и частью 2 статьи 29 Закона N 248-ФЗ.

Определены объекты контроля: это деятельность, действия (бездействие) любых работодателей, организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда, а также здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми владеют и (или) пользуются работодатели, организации, осуществляющие проведение специальной оценки условий труда.

Планируется, что решения об отнесении деятельности объектов федерального государственного надзора в сфере труда к определенной категории риска будут приниматься ежегодно до 1 июля текущего года для их применения в следующем календарном году. Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска не меняются.

В проекте положения предусматриваются профилактические мероприятия: информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит.

В настоящее время федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности. В соответствии с проектом нового положения предлагается установить следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

1) инспекционный визит;

2) рейдовый осмотр;

3) документарная проверка;

4) выездная проверка;

5) наблюдение за соблюдением обязательных требований;

6) выездное обследование.

Предлагается изменить срок проведения выездной и документарной проверок, а именно: сократить срок проверок до 10 рабочих дней, при этом устанавливаются некоторые исключения.

В случае поступления от контролируемых лиц возражений с фактами и выводами акта контрольного (надзорного) мероприятия предполагается назначать консультации, устанавливаются сроки и формы проведения консультаций. Также предлагается установить ключевые показатели вида контроля и их целевые значения.

Источник: garant.ru

В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них  ответить.

11. С 1 сентября в РФ появятся "электронные" свидетельства о смерти

Минздрав России обновил бланки медицинских документов о смерти (как таковой и перинатальной) и порядок их выдачи – с сентября 2021 года (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 апреля 2021 г. N 352н). Они выдаются в течение суток с момента установления причины смерти и являются основанием для госрегистрации смерти в органах ЗАГС.

Появилась возможность формирования этих документов в электронной форме, но только с согласия лица, получающего медицинское свидетельство о смерти (согласие может быть электронным, сформированным в ЕГИСЗ и заверенным УКЭП или через ЕСИА). Такой документ формируется в медицинской информационной системе медицинской организации либо в государственной информационной системе в сфере здравоохранения субъекта РФ, сразу же регистрируется в федеральном реестре электронных медицинских документов и направляется в личный кабинет получателя на портале госуслуг (по СНИЛСу получателя), а его формат должен соответствовать формату, размещенному на http://portal.egisz.rosminzdrav.ru, либо формату PDF/A-1, при этом текстовая часть медицинского свидетельства о смерти должна включаться в соответствующие поля файла формата PDF/A-1.

Источник: garant.ru

В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них  ответить.

12. Срок для представления пояснений в связи с получением сообщения об исчисленной сумме транспортного налога увеличат до 20 дней

Налоговая служба поддержала предложение об изменении срока для представления налогоплательщиками пояснений и (или) документов в связи с полученными сообщениями об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога до 20 дней для всех категорий налогоплательщиков (письмо ФНС России от 4 июня 2021 г. № БС-4-21/7839@). Предложения доведены до Департамента налоговой политики Минфина России. В настоящее время представить необходимые сведения налогоплательщики должны в течение десяти дней (п. 6 ст. 363 Налогового кодекса).

Напомним, что сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах транспортного налога направляются за истекший налоговый период (п. 4 ст. 363п. 5 ст. 363п. 5 ст. 397 НК РФ). При этом исполнение обязанности налогоплательщика-организации по уплате налога не ставится в зависимость от получения сообщений. Поэтому, как указывает налоговая служба, в сообщении не вносится информация, напрямую не влияющая на исчисление налога, например такая, как VIN транспортного средства и КБК.

При этом значение коэффициента владения должно определяться в виде правильной простой дроби (п. 7 ст. 396 НК РФ). Округление его до четырех знаков после запятой законодательством не предусмотрено (такую позицию определил Минфин России в доведенном до налоговой службы письме).

Источник: garant.ru

В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них  ответить.

13. Разъяснен порядок применения права на освобождение от НДС операций по реализации имущества должника-банкрота

Нормами налогового законодательства установлено право не облагать НДС операции по по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должника, признанного несостоятельным (банкротом), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должника банкротом (подп. 15 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса).

Как поясняет Минфин России, применение такой налоговой льготы прекращается в случае, если было подписано и вступило в силу мировое соглашение  в котором указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению (письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 23 апреля 2021 г. № 03-07-11/31157).

Мировое соглашение может быть заключено должником, его конкурсными кредиторами и уполномоченными органами на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве (п. 1 ст. 150 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ). При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит соответствующее определение, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. Если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства, в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

Источник: garant.ru

В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них  ответить.

14. Инвестиционный вычет в сумме внесенных на инвестсчет денег применяется только при определении основной налоговой базы по НДФЛ

По общему правилу налогоплательщик имеет право на получение инвестиционных налоговых вычетов при определении размера налоговых баз (п. 2.3 ст. 210п. 3 ст. 210ст. 214.1ст. 214.9 Налогового кодекса). При этом основная налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении такой налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. 

Но имеются и исключения. Так, инвестиционный налоговый вычет в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и находившихся в его собственности более трех лет применяется в отношении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами (подп. 1 п. 1 ст. 219.1 НК РФ). Также и инвестиционный вычет в сумме положительного финансового результата, полученного по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете применяется в отношении налоговой базы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете (подп. 3 п. 1 ст. 219.1 НК РФ).

Как поясняет налоговая служба, инвестиционный налоговый вычет в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет, применяется только при определении основной налоговой базы (подп. 9 п. 2.1 ст. 210 НК РФ). При этом не учитывается налоговая база по доходам от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) и (или) доли (долей) в нем, по доходам в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения, а также по подлежащим налогообложению доходам, полученным физлицами в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13% (письмо ФНС России от 10 марта 2021 г. № СД-4-11/3063@).

Источник: garant.ru

В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них  ответить.

15. Переписка в WhatsApp может являться доказательством наличия договорных отношений

В рамках дела о взыскании неосновательного обогащения предметом рассмотрения судов стал вопрос о том, можно ли подтвердить факт наличия между сторонами договорных отношений, а также факт исполнения договора перепиской в мессенджере WhatsApp (Постановление АС Поволжского округа от 9 февраля 2021 г. N Ф06-69728/20).

Истец в обоснование своего требования ссылался на то, что перечислил ответчику спорную денежную сумму в связи с намерением сторон заключить договор на выполнение работ по созданию дизайн-проектов помещений. Однако договор так и не был заключен, какие-либо работы, по утверждению истца, ответчиком не выполнялись. Это и послужило причиной предъявления иска о возврате уплаченных денежных средств в качестве неосновательного обогащения.

Ответчик иск не признал, указав в обоснование своей позиции, что хотя формальные договорные отношения с истцом у него отсутствовали, фактически между сторонами сложились подрядные правоотношения, дизайн-проекты для истца и его контрагентов выполнялись, согласовывались истцом и направлялись посредством мессенджера WhatsApp через специально созданный для этого групповой чат.

Суд первой инстанции не признал электронную переписку, на которую ссылался ответчик, в качестве надлежащего доказательства, поскольку, по мнению суда, она не подтверждает факт наличия между сторонами договорных отношений (в частности, не установлены достоверно лица, которыми велась переписка, их полномочия, соответствие вложений к сообщениям реально направленным дизайн-проектам). В связи с этим суд взыскал с ответчика спорную денежную сумму. Апелляционный суд оставил это решение без изменения.

Окружной суд не согласился с ранее принятыми судебными актами. Он напомнил, что договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. При этом сторона, принявшая от контрагента полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая его действие, впоследствии не вправе недобросовестно ссылаться на незаключенность договора. Суд же при наличии соответствующего спора исходит, пока не доказано иное, из заключенности и действительности договора (п. 1 и 3 ст. 432 ГК РФ, п. 44 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 49).

Кассационная инстанция указала, что в условиях современного экономического оборота взаимодействие хозяйствующих субъектов посредством мессенджеров и иных технических средств мгновенной коммуникации является обычной практикой. В связи с этим непринятие в качестве доказательства договорных отношений переписки в мессенджере без более тщательного исследования обстоятельств дела (в том числе полномочий лиц, включенных в групповой чат, фактического использования истцом дизайн-проектов) нельзя, по мнению окружного суда, признать обоснованным.

В итоге суд кассационной инстанции отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.

Отметим, что судебная практика нередко принимает в качестве допустимого доказательства исполнения договорных обязательств переписку в мессенджере при условии, что она осуществляется лицами, обладающими соответствующими полномочиями (см., например, постановления АС Дальневосточного округа от 22.09.2020 N Ф03-3648/20, АС Центрального округа от 20.07.2020 N Ф10-1241/20). Однако в ряде случаев суды исходят, по-видимому, из того, что подобный способ взаимодействия сторон имеет юридическое значение лишь в том случае, если договором между ними предусмотрен обмен сообщениями через определенные номера мобильных телефонов (см., например, постановление АС Северо-Западного округа от 25.01.2021 N Ф07-15530/20).

Источник: garant.ru

В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них  ответить.

16. ФНС России рассказала, как отразить помещения в торговом центре в декларации по налогу на имущество организаций

По общему правилу налоговая база по налогу на имущество организаций определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, если законом субъекта РФ принят соответствующий закон и сведения о таком объекте включены в перечень объектов, налоговая база в отношении которых в налоговом периоде определяется как кадастровая стоимость (п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса). 

При этом, как ранее указывал Минфин России, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в вышеуказанный перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в перечне (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 марта 2017 г. № 03-05-04-01/13780).

Налоговая служба рассмотрела пример заполнения декларации по налогу в отношении объектов недвижимого имущества, налоговой базой которых признается кадастровая стоимость и которые расположены в административно-деловым или торговым центре (письмо ФНС России от 19 марта 2021 г. № БС-4-21/3599@). Так, при заполнении раздела 3 налоговой декларации по налогу в отношении помещения, кадастровая стоимость которого определена, следует указать по строке с кодом 014 код вида сведений об объекте, в отношении которого заполняется раздел 3 налоговой декларации, – “2”. В строке с кодом 015 отражается кадастровый номер помещения, а в строке с кодом 020 –  кадастровую стоимость помещения.

Источник: garant.ru

В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них  ответить.

17. Для страхования деликатной и договорной ответственности установят единые общие правила

В первом чтении принят законопроект, которым предлагается изложить в новой редакции ст. 931 ГК РФ, в настоящее время содержащую общие положения о страховании ответственности за причинение внедоговорного вреда (Проект федерального закона N 1163568-7). Проектируемой редакцией этой статьи предусмотрены единые правила, которые распространяются на страхование как деликтной ответственности, так и ответственности за нарушение договора. В связи с этим будет признана утратившей силу ст. 932 ГК РФ, посвященная второму из названных видов страхования.

В случае принятия рассматриваемых поправок отпадет формально сохраняющее силу правило о том, что страхование договорной ответственности возможно лишь в прямо предусмотренных законом случаях (п. 1 ст. 932 ГК РФ). Можно будет застраховать ответственность самого страхователя или другого лица, в том числе определяемого на момент наступления страхового случая (по действующим правилам не допускается страхование договорной ответственности третьих лиц, а при страховании ответственности за причинение вреда застрахованное лицо по общему правилу должно быть названо в договоре страхования).

Предусматривается возможность заключения договора страхования не только в пользу потенциальных потерпевших (выгодоприобретателей), как это имеет место сейчас, но и в пользу страхователя или застрахованного лица. Последние смогут предъявить страховщику требование о страховой выплате в том случае, если они самостоятельно возместили вред потерпевшему.

Разработчики законопроекта обосновывают свою инициативу необходимостью модернизации общих положений о страховании гражданско-правовой ответственности, которые длительное время не подвергались изменениям и не в полной мере соответствуют современным экономическим условиям. В частности, новое регулирование призвано способствовать развитию института страхования ответственности директоров и членов органов управления юридических лиц.

Проектом предлагается также исключить указание на публичный характер договора личного страхования в связи с тем, что конструкция публичного договора не учитывает специфики этого вида страхования.

Отметим, что в связи с рассматриваемыми поправками потребуется, по-видимому, корректировка ряда иных положений (в частности, пп. 2 п. 2 ст. 929 и п. 1 ст. 955 ГК РФ). В текущей редакции проекта соответствующих указаний не содержится.

Источник: garant.ru

В случае возникновения вопросов наши специалисты всегда рады на них  ответить.