О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В условиях распространения коронавирусной инфекции продолжается законотворческая деятельность.

26 марта 2020 Правительство РФ внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального закона № 931192-7 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” (далее – проект ФЗ № 931192-7 от 26 марта 2020).

Срок рассмотрения предлагаемых поправок – 31 марта 2020. Не исключено, что итоговые редакции поправок будут утверждены уже до конца 03 апреля 2020.

Среди предлагаемых поправок наибольший интерес представляют Изменения в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» по вопросу возможности введения моратория на возбуждение дел о банкротстве (статья 3 проекта ФЗ № 931192-7 от 26 марта 2020). Стоит сразу обратить внимание, что проект ФЗ № 931192-7 от 26 марта 2020 отличается от ранее внесенного проекта ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», предложенного Министерством экономического развития РФ (об этом мы писали ранее. Информацию можно посмотреть по ссылке.

 

Согласно проекту ФЗ № 931192-7 от 26 марта 2020 Правительство РФ вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством РФ, который в случае необходимости может быть продлен.

 

В предлагаемом проекте ФЗ № 931192-7 от 26 марта 2020 отсутствуют конкретные критерии, по которым Правительство РФ будет вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве, то есть отсутствует исчерпывающий перечень чрезвычайных обстоятельств, при которых может быть введен мораторий. Кроме того, отсутствует перечень видов предпринимательской деятельности, которых может коснуться такой мораторий. То есть по сути решение в отношении какого вида бизнеса может быть веден мораторий остается на усмотрение Правительства РФ.

 

Проект ФЗ № 931192-7 от 26 марта 2020 не запрещает суду возбуждать производство по делу о банкротстве в период действия моратория, если такое заявление подано самим должником. То есть проект представленного закона указывает на прямой запрет подачи заявления о признании должника банкротом только со стороны кредитора – все заявления, поданные в арбитражный суд о признании должника банкротом во время действия моратория, подлежат возвращению.

Со дня начала действия моратория сведения, опубликованные в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц о намерении кредитора обратиться с заявлением о признании должника банкротом, утрачивают силу. При этом, уполномоченный орган вправе будет обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом не ранее чем через 15 календарных дней после истечения срока действия моратория.

 

Последствия подачи заявления о признании должника банкротом со стороны кредитора:

  • Если заявление кредитора подано до даты введения моратория, но при этом на дату введения моратория не введена в отношении должника процедура банкротства, то арбитражный суд обязан в течение 3-х дней самостоятельно приостановить производство по делу о банкротстве на период действия моратория.
  • Подлежит прекращению, если в период действия моратория подано заявление о признании должника банкротом от самого должника. В этом случае, заявление кредитора будет рассматриваться по правилам статьи 71 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», то есть должно быть подано не позднее 30-ти дней с даты опубликования сведений о введении в отношении должника процедуры наблюдения.

 

Последствия подачи заявления о признании должника банкротом со стороны должника:

  • По заявлению самого должника о признании его банкротом производство по делу о банкротстве подлежит возбуждению в период действия моратория при одновременном прекращении производства по делу о банкротстве по заявлению кредитора;
  • В этом случае сроки оспаривания сделок по банкротным основаниям (подозрительные сделки и сделки, влекущие предпочтение одного кредитора перед другим) и сроки установления заинтересованного лица по отношению к должнику (пункт 2 статьи 19 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») будут исчисляться с даты возбуждения производства по делу о банкротстве, которое прекращено.
  • Собрания кредиторов, комитета кредиторов, собрания работников, бывших работников проводятся в форме заочного голосования по решению арбитражного управляющего.
  • Должник имеет право обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении мирового соглашения в том случае, если собрание кредиторов не приняло решение о заключении мирового соглашения или за него не проголосовали все залоговые кредиторы.

 

Особенности утверждения мирового соглашения:

  • Могут быть изменены сроки выплат только по той части обязательств, которые являются просроченными на дату утверждения мирового соглашения, исполнение остальной части обязательств – в соответствии с ранее заключенными договорами.

В утверждении судом мирового соглашения будет отказано:

  • Кредитор, голосовавший против утверждения мирового соглашения докажет, что мировое соглашение ухудшает положение такого кредитора по сравнению с последствиями конкурсного производства;
  • Заключение Мирового соглашение направлено на причинение вреда кредиторам;
  • Отсутствует вероятность исполнения мирового соглашения;
  • Мировое соглашение заключено на срок более 3 лет;
  • Процентная ставка по мировому соглашению составляет менее половины ключевой ставки ЦБ;
  • Отсутствует предоставление встречного обеспечения исполнения мирового соглашения перед не залоговыми кредиторами;
  • В тексте мирового соглашения отсутствует право кредиторов, обладающих голосами более 10% задолженности, включенной в РТК, на получение любой информации о должнике; обязанность должника предоставлять кредиторам отчет об исполнении условий мирового соглашения не реже одного раза в квартал
  •  Должник обязан не приостанавливать свою деятельность, за исключением случая, когда такая остановка не повлечет снижения стоимости активов должника либо невозможности восстановления его платежеспособности;
  • Условия мирового соглашения противоречат положениям законодательства о налогах и сборах;
  • Условия мирового соглашения для кредиторов, голосовавших против его заключения, будут хуже, чем для кредиторов, голосовавших за его утверждение.

 

В том случае, если должник сам не обратился с заявлением о признании себя банкротом в период действия моратория, то на время действия моратория:

А) приостанавливаются следующие сроки:

  • Сроки, регламентирующие обязанность руководителя/ликвидатора/ликвидационной комиссии/физического лица обратиться с заявлением о признании себя банкротом (статья 9, пункт 1 статьи 213.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», то есть:
  • 30 дней при выявлении руководителем должника признаков банкротства;
  • 10 дней с даты выявления признаков несостоятельности ликвидационной комиссией;
  •  30 дней при выявлении физическим лицом в отношении себя признаков несостоятельности.

 

Б) наступают следующие последствия:

  • не допускается изъятие собственником имущества должника – унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
  • не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;
  • не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей;
  • не допускается обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке;
  • приостанавливаются исполнительное производство и меры принудительного исполнения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Прекращение действия моратория также таит в себе «подводные камни». Процессуальное положение дел о банкротстве, возбужденных в течение трех месяцев после прекращения действия моратория, в случае принятия проекта ФЗ № 931192-7 от 26 марта 2020, будет иметь следующие последствия:

  • Изменение сроков оспаривания сделок по банкротным основаниям (подозрительные сделки и сделки, влекущие предпочтение одного кредитора перед другим) и сроков установления заинтересованного лица по отношению к должнику – будет исчисляться с даты введения моратория, включая в себя период моратория, а также период с момента прекращения действия моратория.
  • Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, возникших до даты введения моратория и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, будут определяться на дату введения моратория.
  • Размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте, возникших до даты введения моратория, будет определяться в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату введения моратория либо на дату возбуждения дела о банкротстве.
  • Признаются ничтожными сделки, совершенные в период действия моратория, по передаче имущества и принятию обязательств или обязанностей (кроме совершаемых в обычной хозяйственной деятельности, осуществляемой должником, если цена имущества, передаваемого по одной или нескольким взаимосвязанным сделкам, или размер принятых обязательств или обязанностей не превышает один процент стоимости активов должника, определяемой на основании бухгалтерской отчетности должника за последний отчетный период на дату введения моратория).
  • Если должник представит письменное согласие кредитора, выданное во время действия моратория, с условиями мирового соглашения, то при подсчете голосов на собрании кредиторов при решении вопроса о заключении мирового соглашения в соответствии с пунктом 2 статьи 15 и пунктом 2 статьи 150 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» такой кредитор считается проголосовавшим за заключение такого мирового соглашения.

КОРОТКО:

В случае, если проект ФЗ № 931192-7 от 26 марта 2020 будет утвержден в предложенной редакции, то мы получим следующее:

  • Неограниченный срок введения моратория;
  • Кредиторам в период моратория заявления подавать нельзя, должнику самому на себя – можно;
  • Для кредиторов с даты начала действия моратория «обнуляется» публикация сведений о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом;
  • С даты введения моратория «замораживаются» сроки по обращению с заявлением о признании должника банкротом;
  • С даты введения моратория приостанавливаются все действия, связанные с обращением взыскания на заложенное имущество и любые меры принудительного исполнения, указанные в ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  • Наступают правовые последствия в течение трех месяцев после окончания действия моратория и введения в отношении должника процедуры банкротства (в том числе, в части оспаривания сделок, сроков исчисления на оспаривание сделок);
  • Изменится порядок заключения и утверждения мирового соглашения в условиях действия моратория.